Банковское дело,
12 февраля 2010 г.
Урок кризиса: нужна универсальная и превентивная система управления рисками 1106 просмотров
В статье обсуждаются практические аспекты управления рисками с точки зрения использования опыта, полученного в ходе нынешнего кризиса. Рассматриваются вопросы выбора инструментария современного посткризисного риск-менеджмента, способного правильно оценить уровень риска и построить адекватную бизнесу банка систему лимитов, эффективно ограничивающую уровень реальных потерь.
Продолжающийся кризис можно назвать глобальным во всех отношениях. Он вызвал реализацию многофакторного сценария стресса, в который оказались вовлеченными факторы рыночного, кредитного, операционного рисков и рисков ликвидности, сопровождавшиеся системными рисками. Снизить уровень концентрации системных рисков может диверсификация систем оценки финансовых инструментов, предполагающая, в частности, разработку службами риск-менеджмента систем собственных внутренних рейтингов. Однако разработка только этих систем позволит ослабить зависимость от высококонцентрированных внешних операционных рисков, но не снизит собственные операционные риски. Краеугольным камнем в защите бизнеса от глубоких системных потрясений становится построение собственной универсальной комплексной системы управления рисками, охватывающей все виды рисков, присущих деятельности банка. Почему система управления рисками должна быть универсальной? Системные риски в ходе кризиса реализуются, в частности, через цепочку взаимозависимых событий, которые привели к обвалу рынка ипотечного кредитования и рынка связанных с ним бумаг секьюритизации. При этом для покупателей ипотечных облигаций кредитные риски отдельных заимодавцев оказывались усредненными интегральными характеристиками пулов, составленных из прав требований по ипотечным кредитам у частных заимодавцев. Секьюритизация стала основным инструментом претворения в жизнь политики Правительства США, направленной на уменьшение стоимости ипотечного кредитования в масштабах всей страны, что и явилось причиной глобального характера воздействия реализации кредитных рисков на финансовую систему этой страны. В свою очередь масштабная реализация кредитных рисков привела к значительному воздействию на рынки, прежде всего жилья, а впоследствии и на долговой и фондовый рынки. Затем проявилась обратная связь, в которой движения на трех этих рынках привели к резкому падению качества кредитов. Таким образом, нынешний кризис показал, что при оценке рисков ценных бумаг необходимо учитывать одновременно несколько видов риска и тем самым значительно увеличить количество признаков каждого финансового инструмента. Кроме того, информация о финансовом инструменте должна быть достоверной и прозрачной. Такими же прозрачными должны быть операции, совершаемые на рынках ценных бумаг. Вспомним, что одним из первых кредитных учреждений, пострадавших в период кризиса, оказался Societe Generale, второй по капитализации банк Франции. Ключевой причиной произошедшего стала неэффективная система контроля за операциями на финансовых рынках, позволившая превысить установленные лимиты и длительное время не сигнализировавшая о данных нарушениях. Означает ли это, что один из крупнейших в мире финансовых институтов не имел надежной системы контроля, снижающей возможные операционные риски? Или все дело в том, что любые системы создаются по алгоритмам, придуманным людьми? Может быть, попытки создать безупречную систему контроля априори обречены на сбои и ошибки из-за наличия человеческого фактора, способного мгновенно изменить ход событий? Количество операций, в том числе с финансовыми инструментами, растет день ото дня; все интенсивнее развиваются информационные технологии, позволяющие усовершенствовать существующие процессы. Практика показывает, что требования к управлению банковскими рисками и системам внутреннего контроля не всегда легко воплощаются в жизнь. Как правило, внедрение автоматизированного контроля, т.е. модификации существующих АБС, или приобретение совершенно нового ПО приводят к тому, что меняются непосредственно процессы, пересматриваются роли, права доступа участников банковских операций. В таких условиях обязателен механизм, обеспечивающий прозрачность бизнес-процесса. Прозрачность бизнес-процесса обеспечивается наличием актуальных внутренних документов: регламентов, правил, инструкций, описывающих порядок выполнения операций/функций на каждом этапе процесса. Методологическая составляющая, т.е. знание банковских технологий и закрепление их во внутренних регламентах, лишь верхняя часть айсберга под названием "бизнес-процесс". В основе же успешного исполнения любой операции лежат квалификация и честность банковских работников - сотрудников фронт-, мидл - и бэк-офиса. Обеспечение данных условий снижает основные банковские риски - кредитные, рыночные, операционные. Прозрачные бизнес-процессы настроены под стратегические цели банка, поэтому при адекватном подходе к описанию процесса промежуточные и конечные цели исполняемого процесса должны быть четкими, измеряемыми и оцениваемыми. На каждом его этапе определены сотрудники, ответственные за осуществление конкретных функций и отдельных операций, а их деятельность закреплена в должностных инструкциях. Таким образом, в случае с Societe Generale речь идет о том, что комплексная система управления рисками не сработала. А это означает, что нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо воспользоваться снижением числа сделок во время кризиса, чтобы не просто пересмотреть бизнес-процессы, но и по-новому сформулировать стратегические цели банка, ориентированные на обслуживание надежных контрагентов и клиентов с минимальными рисками для всех заинтересованных сторон. *** Управление операционным риском События операционного риска относятся к разряду неожиданных и непредсказуемых, хотя причины их возникновения почти всегда кроются в понятных областях: информационных, организационных, технологических, кадровых, процессных. Идея управления операционным риском подразумевает выявление проблемы и либо ее полное устранение, либо, по меньшей мере, снижение возможных потерь. Именно поэтому, например, при наличии в банке полиса комплексного страхования имущества от преступлений (Bankers Blanket Bond) страхуются риски внутреннего мошенничества. При этом предполагается, что в банке приняты все возможные меры для недопущения совершения мошенничества своими сотрудниками: риски минимальны, поскольку вопрос корпоративной этики и поведения, равно как и процедуры внутреннего контроля, должен обеспечить максимальную защиту от внутренних угроз. Внешние мошеннические события страхованию не подлежат, так как предполагается, что внутренние процессы банка четко регламентируют порядок проверки заемщиков: их финансового состояния, платеже - и кредитоспособности, места работы, бизнеса и т.д. Этот пример хорошо иллюстрирует подходы страховых компаний к оценке банковских рисков: все строится на четкости и продуманности банковских бизнес-процессов. *** (с сокращениями)
Вся пресса за 12 февраля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование имущества, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
5 июня 2025 г.

|
|
Финмаркет, 5 июня 2025 г.
Совокупная чистая прибыль страховщиков увеличилась в 1-м квартале на 54,5%

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 июня 2025 г.
Как DeepSeek может ускорить внедрение инноваций в страховании

|
|
Банковское обозрение, 5 июня 2025 г.
Чистая прибыль страхового рынка в I квартале достигла 153 млрд рублей

|
|
cbr.ru, 5 июня 2025 г.
Средняя цена полиса ОСАГО в I квартале составила 6,9 тыс. рублей

|
|
Autonews.ru, 5 июня 2025 г.
Названы самые угоняемые машины в России. Рейтинги от страховых компаний

|
|
Финам.Ru, 5 июня 2025 г.
IPO Slide Insurance станет тестом для новых моделей страхового бизнеса

|
|
Report.Az, Баку, 5 июня 2025 г.
Фонд агрострахования за 5 месяцев выплатил фермерам более 4 млн манатов

|
|
Татар-информ, Казань, 5 июня 2025 г.
Кредитный рейтинг Ак Барс Страхование подтвержден на уровне A-.ru с позитивным прогнозом

|
|
Турпром.ru, 5 июня 2025 г.
Российские туристы потянулись в страховые компании

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 июня 2025 г.
Новые немецкие условия киберстрахования не отвечают требованиям клиентов

|
|
Life, 5 июня 2025 г.
Ловушка на дороге: Россиянам раскрыли, как автоподставщики наживаются на страховках

|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 5 июня 2025 г.
СК «Гайде» арендовала 1,4 тыс. кв. метров в БЦ «Остров» на Васильевском острове

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 июня 2025 г.
Страховой сектор твердо противостоит таможенным тарифам

|
|
СаратовБизнесКонсалтинг, 5 июня 2025 г.
Диспансеризация. Нарушения, приписки, не выявленный рак

|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 5 июня 2025 г.
Врио руководителя Территориального фонда ОМС назначен Дмитрий Лисовец

|
|
atorus.ru, 5 июня 2025 г.
Заболевших Коксаки в Турции – не больше, чем каждый год

|
|
CNews.ru, 5 июня 2025 г.
«МегаФон»: россияне стали чаще покупать страховки для путешествий за рубеж

|
 Остальные материалы за 5 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|